Консультация для родителей" Знакомьте детей с героическим прошлым"
Консультация
для родителей
«Знакомьте детей с героическим прошлым»
О важности
приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение
к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой
живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно
акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением
и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Нравственно-патриотическое
воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит
развитие нравственных чувств..
Понятие «Родина» включает в себя все условия
жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни,
особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая,
пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного
подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в
свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое
своеобразие культуре.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка
с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке.
Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с
восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает
отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но,
пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении
личности патриота.
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее
сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески
утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои
собственные. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на
недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной
ненависти, обособлению, культурному застою.
«Русский
народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов -
авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны
забывать о своем культурном прошлом,
о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся
и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей
знаний».
Именно
поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души
ребенка, началом, порождающим личность.
В
нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых,
в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов
семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых
и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д.
Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою
Отчизну, Родина чтит своих героев,
отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов,
улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и
переживается
индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.
Сейчас к нам
постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться
к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам,
декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из
своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
1.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем
чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям
с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
2.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и
т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты
русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре,
красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками,
пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим
нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом
сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки,
прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру
в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные
жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества
людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают
уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и
нравственного развития детей.
3. Большое
место в приобщении детей к
народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них
фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными
особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых,
растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными
сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Очень
важно ознакомить детей с народной
декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь
ребят национальным изобразительным искусством.
Обобщая
сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в
приобщении детей ко всем видам
национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и
музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной
культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Воспитать
патриота своей Родины -
ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только
начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных
средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность
взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать
основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Комментарии
Отправить комментарий