Познавательный проект "Мой любимый микрорайон Радуга"
«Наш родной микрорайон»
«Радуга»
Воспитание любви и уважения к родному городу, к родному микрорайону и улице является важнейшей составляющей нравственно – патриотического воспитания.
Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Чувство родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» – сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, к семейным традициям. Первые друзья ребенка – детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, – все это включается в представления ребенка родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой придется стать ребенку. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.
Сроки реализации проекта: краткосрочный проект, длительность 2 недели.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию дошкольников в духе патриотизма, знакомство с малой родиной – родным микрорайоном, и природой родного края.
Задачи проекта:
– Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, родной улице, городу.
– Обогащать знания детей о родном микрорайоне, его социальных объектах, о природе родного края.
– Формирование активной жизненной позиции. Воспитание любви и чувства гордости к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
– Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
– Создание карты родного микрорайона с его достопримечательностями и социальными объектами.
Актуальность проекта.
Важнейшей
составной частью воспитательного процесса в дошкольном учреждение является
формирование патриотизма, который имеет огромное значение в социально –
гражданском и духовном развитии личности дошкольника. Только на основе чувств
патриотизма укрепляется любовь к Родине, развивается достоинство личности.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе
личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее
влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только
важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: « Как нет
человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь
дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы
с его дурными природными, личными, семейными и родными наклонностями». А
начинать это воспитание надо с любви к своей « малой Родине»- коим и является
наш микрорайон Радуга.
Этапы
проекта:
1 этап.
Организационный. -составление поэтапного плана работы; -анализ проблемы:
что уже есть и что нужно сделать; -подбор методической, справочной,
энциклопедической литературы по выбранной тематике проекта; -подбор
необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап.
Планирование реализации проекта. -определение задач
воспитательно-образовательной работы; -планирование деятельности воспитателей,
детей и родителей.
3 этап. Реализация проекта.
4 этап.
Заключительный. -анализ проделанной работы. Перспективы. -Проявление
устойчивого интереса к истории своего микрорайона, города, России умения
сотрудничать друг с другом и со взрослыми. - Осуществление взаимосвязи с
другими видами деятельности.
-Формы и методы работы с родителями.
-Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
-Домашние задания для детей и родителей
(рисунки, фотографии, стихи, справочный,
исторический материал о нашем микрорайоне).
-Помощь в оформлении альбома « История моего
района».
Образовательная область «Социально-коммуникативное
развитие»
Образовательная область «Художественно-эстетическое
развитие»
Образовательная область « Познавательное
развитие»
Взаимодействие с семьями воспитанников Беседа,
рассказ, рассматривание, чтение, целенаправленное восприятие. Продуктивная
деятельность Представление о Родине «малой Родине», о своем городе,
микрорайоне, о людях. Организовать родителей собрать справочный материал о
своем микрорайоне Радуга.
Беседы:
« История нашего микрорайона»; « Что мы видим в родном районе»; « Что мы
слышим в родном районе»; « За что, я люблю свой микрорайон Радуга». Составление
творческих рассказов: « Из окна наша улица видна», « Как я люблю отдыхать в
своем дворе».
Коллективная
работа: Тема: «Мой любимый двор»; «
Моя любимая улица»
Попросить родителей группы оказать посильную
помощь в оформлении исторического материала о родном микрорайоне. Оформление
альбома «Мой микрорайон - Радуга»
Ожидаемые
результаты проекта:
Для детей: расширение знаний об истории родного микрорайона, ответственное
отношение к общественно – значимым местам нашего района,
достопримечательностям; развитие инициативы, активности, самостоятельности.
Для
воспитателя: внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.
Для
родителей: Повышение личностного сознания, укрепление взаимоотношений между
детьми и родителями, между родителями и воспитателями, повышение родительской
компетентности по данному вопросу, участие семьи в воспитательном процессе.
Предполагаемые
продукты проекта:
Оформление альбома « История моего
микрорайона»; выставка поделок « Мой микрорайон Радуга»; презентация детьми
своих поделок с рассказом о своем любимом месте родного микрорайона; итоговая
викторина « Что я знаю о своем районе».
Технологическая
карта занятия.
Тема:
« Мой любимый микрорайон». Группа: (4-5 лет)
Форма: ОД, занятие - викторина
Интеграция: материалом занятия
охвачены образовательные области:
«Познавательное развитие»,
«Социально – коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие»
Цель
занятия: способствовать обогащению знаний об истории родного края;
воспитывать любовь и уважение к « малой» Родине.
Задачи
образовательных областей:
Познавательное развитие:
• Закрепить знания детей об историческом
прошлом и настоящем своего района;
• Развивать познавательно – исследовательскую
активность;
• Развивать логическое мышление, умение
устанавливать элементарные связи;
• Упражняться в умении анализировать,
обобщать;
• Развивать память, внимание, воображение,
любознательность;
Социально – коммуникативное развитие:
• Развивать эмоциональную отзывчивость,
доброжелательное отношение детей друг к другу, умение договариваться, общаться;
• Развивать умение достигать намеченного
замысла, исполнять роль, высказывать свое мнение Речевое развитие:
• Осваивать с детьми элементарные навыки
речевого этикета;
• Обогащать словарный запас детей
Словарная работа: Родина, «малая Родина».
Ресурсный материал: аудиозаписи
музыки, слайды.
Предварительная работа:
Беседы: « История нашего микрорайона», « Что
мы видим в родном районе», « Что мы слышим в родном районе», « За что, я люблю
свой микрорайон Радуга».
Составление творческих рассказов: « Из окна
наша улица видна», « Как я люблю отдыхать в своем дворе».
Дидактические игры: «Пройдемся по улицам
микрорайона», «Найди отличия», «Как зовут тебя, деревце?», «Микрорайон
будущего».
Викторина
1.Мотивационно – побудительный:
Вношу
конверт, в нем медали. Предлагаю их « заработать». Мы с вами очень много знаем
о нашем районе. Правда? И сегодня мы с вами устроим занятие – викторину. Я буду
задавать вопросы, а вы на них красиво отвечать. За правильные ответы я буду
давать звезду, а в конце занятия посчитаем их. У кого звезд будет больше 10,
тот получит медаль. Чтобы ответить, надо поднять руку, не кричать. Кто первый
поднимет руку, тот и будет отвечать. - Чтобы на занятии вам было легче
справляться с заданиями, давайте пожелаем, друг другу удачи и улыбнемся.
Рассматривают медали, выражают желание их получить.
2.Организационно - поисковый
Вопросы о «
малой» Родине: - Что означает слово Родина? – В каком городе мы живём? - А микрорайон Радуга где находится? Как
можно, назвать наш микрорайон , по другому? - Что означает слово – малая
Родина?
Отвечают на
вопросы: Родина – это страна, в которой мы живем. Наша Родина – Россия. Мы
живем в городе Омске. Микрорайон Радуга (« малая» Родина). Малая Родина – это
место, где человек родился и вырос.
-Физ -минутка. Предлагаю немного отдохнуть.
Дружно за руки возьмемся, И по нашему микрорайону мы пройдемся Есть у нас дома
большие, Много есть домов поменьше Зелень яркая вокруг На ветру качается Ты,
мой друг и я твой друг Пусть наша дружба не кончается.
Показываю фотографии улиц микрорайона
- Названия, каких улиц нашего микрорайона вы
знаете?
Дети узнают знакомые места и называют их:
Улицы: Спортивная, Жуковского, Крыловская
- Какие большие предприятия есть в нашем
микрорайоне?
Завод «Иртыш» Детские сады, школы, аптеки, больница,
полиция, магазины, . библиотека.
Ребята, а вы любите свой район? Давайте
поиграем в игру « Букет красивых слов» и эти красивые слова мы подарим нашему
микрорайону.
Придумывают
слова: Красивый, любимый, зеленый, чистый,
родная, цветущая.
- А что мы можем сделать, чтобы наш микрорайон
стал еще лучше? . Высказывают свое мнение: (Не мусорить, сажать цветы и
деревья).
3.Рефлексивно
– корригирующий
Наш район, город – это наша малая Родина,
самое дорогое место на Земле. Именно от нас с вами зависит, каким будет наш
город, район в будущем. Звучит гимн Омской области
Поощряю активных детей, благодарю за работу на
занятии и награждаю медалями.
Дети с
интересом слушают песню о своем родном крае.
Ведут подсчеты звезд.
Радуются поощрению.
Благодарят воспитателя.
Ожидаемый результат:
Результаты в
образовательных областях в соответствии с поставленными задачами.
Итоги работы над проектом:
Воспитательная
ценность: У детей появилось чувство гордости за свой микрорайон, город, за
его неповторимую красоту.
Познавательная ценность: У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому нашего района, активность в поиске краеведческого материала, интерес к истории родного края. Расширился и систематизировался объём знаний детей об истории возникновения родного района
Перспектива: продолжать
знакомить с родным городом.
Микрорайон
«Радуга»
А сегодня немного расскажем про
Ленинский округ. Это один из старейших районов города. По Сибирскому казачьему
войску был издан приказ №116 от 7.07.1989г., в котором 7.05.1989г. было
объявлено о внесении Военным Советом Атаманского хутора в список станиц и
поселков, с подчинением его Омской станице, поэтому современный Ленинский округ
празднует свое день рождение в мае! Уже после революции, 2.08.1921г. решением
губисполкома Омска Атаманский хутор был переименован в рабочий поселок Ленинск,
который быстро рос и развивался и уже в конце 1922 года его преобразовали в
город Ленинск-Омский.
В последующие годы вместе с
электрофикацией микрорайона прокладывался водопровод, сооружались новые
тротуары, производилась планировка улиц. Большую роль в развитии территории
внесло управление омской железной дороги. А 14.08.1930г. Президиум
Западно-Сибирского крайисполкома принял решение о вхождении Ленинска-Омского в
состав города Омска и образование Ленинского района.
Помимо жилых домов возводились
предприятия и заводы. В 1941 в Привокзальном поселке новая ТЭЦ-2 дала свой
первый промышленный ток, тогда же было завершено строительство кинотеатра «Октябрь».
К началу Великой Отечественной войны Ленинский район представлял собой
территорию в 6965 га вокруг железнодорожной станции, состоявшую из 5 небольших
поселков, которые разделяли железнодорожные пути, с населением свыше 107 тысяч
человек.
Когда началась Великая Отечественная
война, в Омск эвакуировали заводы и фабрики с западной части СССР. Вместе с
предприятиями город принял работников этих предприятий и их семьи. Срочно
строились землянки, бараки, насыпные дома и общежития, но помощь фронту не задерживалась
ни на минуту, от железнодорожной станции регулярно отходили эшелоны с танками,
двигателями для самолетов, снарядами и продовольствием. К празднованию 75-летия
Победы президентом России Владимиром Путиным Омску был присвоен статус «Город
трудовой доблести».
Жителям микрорайона «Радуга» будет
интересно узнать, что ныне ПО «Иртыш» до войны было совсем небольшим
предприятием «Штамповщик». Эвакуированные заводы из Ростова-на-Дону
«Эмальпосуда» и из Тулы «Новая Тула» расположились на его базе и для нужд
фронта «Штамповщик» был переоборудован под выполнение военных заказов, а после
войны этот завод освоил 16 видов новой мирной продукции. Это и медицинское
оборудование, газовые плиты и электроаппаратура, и даже мебель. В 1959 году
завод «Штамповщик» переименовывают в Омский телевизионный завод, на котором
началось производство черно-белых телевизоров. А с 1989 года уже на базе
телевизионного завода было создано производственное объединение «Иртыш»,
осуществлявшее изготовление телевизоров «Спутник», «Снежок», «Кварц», а также
телепередатчики, радиостанции и приводные аэродромные станции.
Вместе с телевизионным заводом росли
и крепли другие предприятия, но одним из основных был Теплично-парниковый
комбинат (ТПК), на огромной территории которого трудилось немало старожилов
этого поселка. Сейчас это пустующие земли, где пытаются строить малоэтажные
дома.
Но район телевизионки, как его часто
называют омичи, жил и живет своей жизнью. Разрастается, растит и воспитывает
детей, работает, торгует и веселится. Многие жители знают друг друга в лицо и
на одном из форумов кто-то сказал, что это маленькая Франция. Так это или нет,
но этот район омичи знают по другому названию – «Сахалин». Откуда оно взялось?
По этому поводу есть несколько версий. Первая: участок земли, сформированный в
1920-е годы после строительства железнодорожной ветки с сортировочной станции,
образовывал треугольник и схематично напоминал остров Сахалин. А в дальнейшем,
после прокладки еще одной ветки, «Сахалин» оказался внутри треугольника железнодорожных
путей. Выезд был только через переезды с трех сторон, если так получалось, что
поезда проходили одновременно с перестановкой сортировочных вагонов, то
«Сахалин» был абсолютно отрезан от всего города, как остров. Другая версия:
здесь селились выходцы с самого острова Сахалина после русско-японской войны.
Можете выбрать любую понравившуюся версию или написать нам свой вариант. Сейчас
часть переездов убрали и выехать в центр города стало гораздо проще.
Когда в Омск вошли Ново-Омск и
Ленинск-Омский перед администрацией города встала задача по переименованию
улиц, т.к. большая часть их повторялась. И в городке им. Буденного (такое тогда
было официальное название района Телевизионного завода) начались изменения.
Улицы-дублеры получали новые имена. На карте можно увидеть красоту
архитектурно-планировочного замысла градостроителей, ровные улицы вокруг
площади, строгие линии в частном секторе. Глядя на названия улиц, можно только
позавидовать, как тщательно они были продуманы и создан настоящий литературный
городок из писателей и поэтов. И сегодня часть названий остались прежними:
улицы Демьяна Бедного, Шота Руставели, Жуковского, Гоголя, Ломоносова,
Радищева, и Ушинского. В те годы улица Радищева была сначала улицей Пушкина,
потом Кольцевой. А вот улицу Достоевского переименовали и стала она улицей
Вильямса. Улица
Крыловская раньше была улицей Крылова, но т.к. появилась еще одна - Федора
Крылова, чтобы не путаться в однофамильцах решили приписать ей окончание. Но
ранее ее назвали в честь русского писателя, поэта-баснописца и сатирика – Ивана
Андреевича Крылова. Позднее одна из улиц Ленинского района города Омска была
названа в честь Героя Советского Союза - Федора Гавриловича Крылова. Он
выполнил приказ командования и ценой своей жизни сорвал наступление гитлеровцев.
Главными улицами МКР «Радуга»
считаются улицы Демьяна Бедного и Гуртьева. По ним проходят основные пути,
связывающие жителей поселка с другими частями города. Первые дома с номерами
35, 35/1 и 37 были возведены нашим застройщиком по улице Гуртьева.
Леонтий Гуртьев в Великую
Отечественную войну погиб в должности генерала-майора, прикрыв собой во время
минометного обстрела от осколков другого генерала – командующего 3-й армии
Александра Горбатова. 28 августа 1943 года ему было присвоено звание Героя
Советского Союза посмертно. Именем героя назван Дворец культуры, сейчас он
является корпусом ОМГУ им.Достоевского.
Библиотека
имени Павла Васильева появилась в 1942 году. Здание, в котором она сейчас
находится, выглядит как образец советской архитектуры. Имя великого русского поэта Павла
Васильева присвоено в 2006 году. Для популяризации его творчества
в библиотеке организована музейная экспозиция «Павел Васильев — поэт
своего времени», ежегодно проходят мероприятия в день рождения и день
памяти поэта. Установлены партнерские отношения с родными и близкими
поэта, с Домом-музеем Павла Васильева в Павлодаре (Казахстан),
с библиотеками, носящими имя автора в Павлодаре и Рязани.
Большое внимание уделяется
историческому просвещению и патриотическому воспитанию детей
и молодежи, краеведческой деятельности, популяризации творчества
современных омских авторов. Здесь организуются встречи с омскими
писателями и краеведами, проходят просмотры кинофильмов, работает игровой
клуб, проводятся пешеходные экскурсии. Для пенсионеров микрорайона действует
клуб «Серебряный возраст».
Библиотечный фонд — 34
650 экземпляров. Количество зарегистрированных читателей — 4 200.
В 1974 году, появился
стадион «Искра».
— Была народная стройка. Стадион построен за счёт завода. Здесь
занимаются акробатикой, футболом, волейболом, есть спортивный
зал, бассейн.
Храм святого Василия
Великого на улице Гуртьева, 3. Он стоит на месте старого Кирпичного завода.
Строительство на его котловане началось ещё в 90-х, тогда там планировали
устроить шахматный клуб. Но наступил кризис 1998 года, и почти достроенное
здание забросили.
В микрорайоне много школ Школа № 3 — одна из самых старых в
городе. Местные действительно строили её «всем миром».
В Омске после
реконструкции на улице Спортивная 74
заработал детский сад «Василек Он был открыт в 1973 году (учредителем выступало
ПО «Иртыш»), а в 1992 году здание было передано городу. С этого времени по 2013
год в нем размещались начальные классы средней школы №76. В связи с дефицитом
мест в детских садах было принято
решение возродить «Василек».
КДЦ имени Свердлова сверкает обновлённым
фасадом, это советская классика. Именно в нём проходили выпускные многих
сахалинских школьников. Как и при советской власти, сейчас на базе КДЦ работают
различные кружки. Среди них выделяется образцовый театр для детей-инвалидов
«Преодоление».
Жизнь не стоит на месте, вокруг идут различные перемены,
застраивается и хорошеет МКР «Радуга». Рождаются дети под красивым небом,
расцвеченным радужными красками, ходят в школы и на стадион, в кружки и секции.
В таком месте, где так много посвящено писателям, поэтам и литераторам,
хотелось бы, чтобы все поколения поселка обращались почаще к их произведениям,
посещали библиотеки и культурные мероприятия, которые организуют неравнодушные
люди поселка. Так много положительных отзывов о жизни в микрорайоне «Радуга»,
где люди живут спокойной и размеренной жизнью, что многим захочется побывать в
этих краях. Что мы и советуем сделать всем омичам!
Комментарии
Отправить комментарий