Познавательный проект "Мой любимый микрорайон Радуга"


 

«Наш родной микрорайон»

              «Радуга»

 

Воспитание любви и уважения к родному городу, к родному микрорайону и улице является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания

Патриотизм это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте

Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Чувство родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям сестрам

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, к семейным традициям. Первые друзья ребенка детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, все это включается в представления ребенка родном доме, о своей «изначальной» родине

Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой придется стать ребенку. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.

Сроки реализации проекта: краткосрочный проект, длительность 2 недели.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию дошкольников в духе патриотизма, знакомство с малой родиной родным микрорайоном, и природой родного края.

Задачи проекта:

Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, родной улице, городу.

Обогащать знания детей о родном микрорайоне, его социальных объектах, о природе родного края.

Формирование активной жизненной позиции. Воспитание любви и чувства гордости к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.

Создание карты родного микрорайона с его достопримечательностями и социальными объектами.

 

 Актуальность проекта.

 

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в дошкольном учреждение является формирование патриотизма, который имеет огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности дошкольника. Только на основе чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, развивается достоинство личности. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: « Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родными наклонностями». А начинать это воспитание надо с любви к своей « малой Родине»- коим и является наш микрорайон  Радуга.

 

Этапы проекта:

 

 1 этап. Организационный. -составление поэтапного плана работы; -анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать; -подбор методической, справочной, энциклопедической литературы по выбранной тематике проекта; -подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

 

 2 этап. Планирование реализации проекта. -определение задач воспитательно-образовательной работы; -планирование деятельности воспитателей, детей и родителей.

 

 3 этап. Реализация проекта.

 

 4 этап. Заключительный. -анализ проделанной работы. Перспективы. -Проявление устойчивого интереса к истории своего микрорайона, города, России умения сотрудничать друг с другом и со взрослыми. - Осуществление взаимосвязи с другими видами деятельности.

 -Формы и методы работы с родителями.

 -Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

 -Домашние задания для детей и родителей

 (рисунки, фотографии, стихи, справочный, исторический материал о нашем микрорайоне).

 -Помощь в оформлении альбома « История моего района».

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

 Образовательная область « Познавательное развитие»

 Взаимодействие с семьями воспитанников Беседа, рассказ, рассматривание, чтение, целенаправленное восприятие. Продуктивная деятельность Представление о Родине «малой Родине», о своем городе, микрорайоне, о людях. Организовать родителей собрать справочный материал о своем микрорайоне Радуга.

 Беседы: « История нашего микрорайона»; « Что мы видим в родном районе»; « Что мы слышим в родном районе»; « За что, я люблю свой микрорайон Радуга». Составление творческих рассказов: « Из окна наша улица видна», « Как я люблю отдыхать в своем дворе».

 Коллективная работа:  Тема: «Мой любимый двор»; « Моя любимая улица»

 Попросить родителей группы оказать посильную помощь в оформлении исторического материала о родном микрорайоне. Оформление альбома «Мой микрорайон - Радуга»

 

Ожидаемые результаты проекта:

 

 Для детей: расширение знаний об истории родного микрорайона, ответственное отношение к общественно – значимым местам нашего района, достопримечательностям; развитие инициативы, активности, самостоятельности.

 

 Для воспитателя: внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.

 

 Для родителей: Повышение личностного сознания, укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, между родителями и воспитателями, повышение родительской компетентности по данному вопросу, участие семьи в воспитательном процессе.

Предполагаемые продукты проекта:

 Оформление альбома « История моего микрорайона»; выставка поделок « Мой микрорайон Радуга»; презентация детьми своих поделок с рассказом о своем любимом месте родного микрорайона; итоговая викторина « Что я знаю о своем районе».

 

Технологическая карта занятия.

 

 Тема: « Мой любимый микрорайон». Группа: (4-5 лет)

Форма: ОД, занятие - викторина

Интеграция: материалом занятия охвачены образовательные области:

 «Познавательное развитие»,

 «Социально – коммуникативное развитие»,

 «Речевое развитие»

 Цель занятия: способствовать обогащению знаний об истории родного края; воспитывать любовь и уважение к « малой» Родине.

Задачи образовательных областей:

 Познавательное развитие:

 • Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем своего района;

 • Развивать познавательно – исследовательскую активность;

 • Развивать логическое мышление, умение устанавливать элементарные связи;

 • Упражняться в умении анализировать, обобщать;

 • Развивать память, внимание, воображение, любознательность;

 Социально – коммуникативное развитие:

 • Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение детей друг к другу, умение договариваться, общаться;

 • Развивать умение достигать намеченного замысла, исполнять роль, высказывать свое мнение Речевое развитие:

 • Осваивать с детьми элементарные навыки речевого этикета;

 • Обогащать словарный запас детей

Словарная работа: Родина, «малая Родина».

Ресурсный материал: аудиозаписи музыки, слайды.

 Предварительная работа:

 Беседы: « История нашего микрорайона», « Что мы видим в родном районе», « Что мы слышим в родном районе», « За что, я люблю свой микрорайон Радуга».

 Составление творческих рассказов: « Из окна наша улица видна», « Как я люблю отдыхать в своем дворе».

 Дидактические игры: «Пройдемся по улицам микрорайона», «Найди отличия», «Как зовут тебя, деревце?», «Микрорайон будущего».

 

 

                                               Викторина

                                     

 

1.Мотивационно – побудительный:

Вношу конверт, в нем медали. Предлагаю их « заработать». Мы с вами очень много знаем о нашем районе. Правда? И сегодня мы с вами устроим занятие – викторину. Я буду задавать вопросы, а вы на них красиво отвечать. За правильные ответы я буду давать звезду, а в конце занятия посчитаем их. У кого звезд будет больше 10, тот получит медаль. Чтобы ответить, надо поднять руку, не кричать. Кто первый поднимет руку, тот и будет отвечать. - Чтобы на занятии вам было легче справляться с заданиями, давайте пожелаем, друг другу удачи и улыбнемся. Рассматривают медали, выражают желание их получить.

 2.Организационно - поисковый

Вопросы о « малой» Родине: - Что означает слово Родина? – В каком городе мы живём?  - А микрорайон Радуга где находится? Как можно, назвать наш микрорайон , по другому? - Что означает слово – малая Родина?

Отвечают на вопросы: Родина – это страна, в которой мы живем. Наша Родина – Россия. Мы живем в городе Омске. Микрорайон Радуга (« малая» Родина). Малая Родина – это место, где человек родился и вырос.

 

 -Физ -минутка. Предлагаю немного отдохнуть. Дружно за руки возьмемся, И по нашему микрорайону мы пройдемся Есть у нас дома большие, Много есть домов поменьше Зелень яркая вокруг На ветру качается Ты, мой друг и я твой друг Пусть наша дружба не кончается.

 Показываю фотографии улиц микрорайона

 - Названия, каких улиц нашего микрорайона вы знаете?

 Дети узнают знакомые места и называют их: Улицы: Спортивная, Жуковского, Крыловская

 - Какие большие предприятия есть в нашем микрорайоне?

Завод «Иртыш»  Детские сады, школы, аптеки, больница, полиция, магазины, . библиотека.  

 

  Ребята, а вы любите свой район? Давайте поиграем в игру « Букет красивых слов» и эти красивые слова мы подарим нашему микрорайону.

Придумывают слова: Красивый, любимый, зеленый, чистый,  родная, цветущая.

 - А что мы можем сделать, чтобы наш микрорайон стал еще лучше? . Высказывают свое мнение: (Не мусорить, сажать цветы и деревья).

3.Рефлексивно – корригирующий

 Наш район, город – это наша малая Родина, самое дорогое место на Земле. Именно от нас с вами зависит, каким будет наш город, район в будущем. Звучит гимн Омской области

 Поощряю активных детей, благодарю за работу на занятии и награждаю медалями.

Дети с интересом слушают песню о своем родном крае.

 Ведут подсчеты звезд.

 Радуются поощрению.

 Благодарят воспитателя.

Ожидаемый результат:

Результаты в образовательных областях в соответствии с поставленными задачами.

 Итоги работы над проектом:

 Воспитательная ценность: У детей появилось чувство гордости за свой микрорайон, город, за его неповторимую красоту.

Познавательная ценность:  У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому нашего района, активность в поиске краеведческого материала, интерес к истории родного края. Расширился и систематизировался объём знаний детей об истории возникновения родного района

 Перспектива:  продолжать знакомить с родным городом.


 



 

 

Микрорайон

  «Радуга»

 

А сегодня немного расскажем про Ленинский округ. Это один из старейших районов города. По Сибирскому казачьему войску был издан приказ №116 от 7.07.1989г., в котором 7.05.1989г. было объявлено о внесении Военным Советом Атаманского хутора в список станиц и поселков, с подчинением его Омской станице, поэтому современный Ленинский округ празднует свое день рождение в мае! Уже после революции, 2.08.1921г. решением губисполкома Омска Атаманский хутор был переименован в рабочий поселок Ленинск, который быстро рос и развивался и уже в конце 1922 года его преобразовали в город Ленинск-Омский.

В последующие годы вместе с электрофикацией микрорайона прокладывался водопровод, сооружались новые тротуары, производилась планировка улиц. Большую роль в развитии территории внесло управление омской железной дороги. А 14.08.1930г. Президиум Западно-Сибирского крайисполкома принял решение о вхождении Ленинска-Омского в состав города Омска и образование Ленинского района.

Помимо жилых домов возводились предприятия и заводы. В 1941 в Привокзальном поселке новая ТЭЦ-2 дала свой первый промышленный ток, тогда же было завершено строительство кинотеатра «Октябрь». К началу Великой Отечественной войны Ленинский район представлял собой территорию в 6965 га вокруг железнодорожной станции, состоявшую из 5 небольших поселков, которые разделяли железнодорожные пути, с населением свыше 107 тысяч человек.

Когда началась Великая Отечественная война, в Омск эвакуировали заводы и фабрики с западной части СССР. Вместе с предприятиями город принял работников этих предприятий и их семьи. Срочно строились землянки, бараки, насыпные дома и общежития, но помощь фронту не задерживалась ни на минуту, от железнодорожной станции регулярно отходили эшелоны с танками, двигателями для самолетов, снарядами и продовольствием. К празднованию 75-летия Победы президентом России Владимиром Путиным Омску был присвоен статус «Город трудовой доблести».

 

Описание: https://cdn.iportal.ru/news/99/preview/ccf2bea52ab1be1bb77f01cf52a0cf680b4b8608_1500.jpg

Жителям микрорайона «Радуга» будет интересно узнать, что ныне ПО «Иртыш» до войны было совсем небольшим предприятием «Штамповщик». Эвакуированные заводы из Ростова-на-Дону «Эмальпосуда» и из Тулы «Новая Тула» расположились на его базе и для нужд фронта «Штамповщик» был переоборудован под выполнение военных заказов, а после войны этот завод освоил 16 видов новой мирной продукции. Это и медицинское оборудование, газовые плиты и электроаппаратура, и даже мебель. В 1959 году завод «Штамповщик» переименовывают в Омский телевизионный завод, на котором началось производство черно-белых телевизоров. А с 1989 года уже на базе телевизионного завода было создано производственное объединение «Иртыш», осуществлявшее изготовление телевизоров «Спутник», «Снежок», «Кварц», а также телепередатчики, радиостанции и приводные аэродромные станции.

Описание: https://cdn.iportal.ru/news/99/preview/c7e40be60f0e8545b84241aa4c9b1faf949ccb03_1500.jpg

 

Вместе с телевизионным заводом росли и крепли другие предприятия, но одним из основных был Теплично-парниковый комбинат (ТПК), на огромной территории которого трудилось немало старожилов этого поселка. Сейчас это пустующие земли, где пытаются строить малоэтажные дома.

Но район телевизионки, как его часто называют омичи, жил и живет своей жизнью. Разрастается, растит и воспитывает детей, работает, торгует и веселится. Многие жители знают друг друга в лицо и на одном из форумов кто-то сказал, что это маленькая Франция. Так это или нет, но этот район омичи знают по другому названию – «Сахалин». Откуда оно взялось? По этому поводу есть несколько версий. Первая: участок земли, сформированный в 1920-е годы после строительства железнодорожной ветки с сортировочной станции, образовывал треугольник и схематично напоминал остров Сахалин. А в дальнейшем, после прокладки еще одной ветки, «Сахалин» оказался внутри треугольника железнодорожных путей. Выезд был только через переезды с трех сторон, если так получалось, что поезда проходили одновременно с перестановкой сортировочных вагонов, то «Сахалин» был абсолютно отрезан от всего города, как остров. Другая версия: здесь селились выходцы с самого острова Сахалина после русско-японской войны. Можете выбрать любую понравившуюся версию или написать нам свой вариант. Сейчас часть переездов убрали и выехать в центр города стало гораздо проще.

Когда в Омск вошли Ново-Омск и Ленинск-Омский перед администрацией города встала задача по переименованию улиц, т.к. большая часть их повторялась. И в городке им. Буденного (такое тогда было официальное название района Телевизионного завода) начались изменения. Улицы-дублеры получали новые имена. На карте можно увидеть красоту архитектурно-планировочного замысла градостроителей, ровные улицы вокруг площади, строгие линии в частном секторе. Глядя на названия улиц, можно только позавидовать, как тщательно они были продуманы и создан настоящий литературный городок из писателей и поэтов. И сегодня часть названий остались прежними: улицы Демьяна Бедного, Шота Руставели, Жуковского, Гоголя, Ломоносова, Радищева, и Ушинского. В те годы улица Радищева была сначала улицей Пушкина, потом Кольцевой. А вот улицу Достоевского переименовали и стала она улицей Вильямса. Улица Крыловская раньше была улицей Крылова, но т.к. появилась еще одна - Федора Крылова, чтобы не путаться в однофамильцах решили приписать ей окончание. Но ранее ее назвали в честь русского писателя, поэта-баснописца и сатирика – Ивана Андреевича Крылова. Позднее одна из улиц Ленинского района города Омска была названа в честь Героя Советского Союза - Федора Гавриловича Крылова. Он выполнил приказ командования и ценой своей жизни сорвал наступление гитлеровцев.

 

Описание: Моя улица – что я о ней знаю? Жителям МКР «Радуга», изображение №1

Главными улицами МКР «Радуга» считаются улицы Демьяна Бедного и Гуртьева. По ним проходят основные пути, связывающие жителей поселка с другими частями города. Первые дома с номерами 35, 35/1 и 37 были возведены нашим застройщиком по улице Гуртьева.

Леонтий Гуртьев в Великую Отечественную войну погиб в должности генерала-майора, прикрыв собой во время минометного обстрела от осколков другого генерала – командующего 3-й армии Александра Горбатова. 28 августа 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Именем героя назван Дворец культуры, сейчас он является корпусом ОМГУ им.Достоевского.

Описание: https://cdn.iportal.ru/news/99/preview/da16123c5f31d768fb12d933083cdfd30b059027_1500.jpg

Библиотека имени Павла Васильева появилась в 1942 году. Здание, в котором она сейчас находится, выглядит как образец советской архитектуры.  Имя великого русского поэта Павла Васильева присвоено в 2006 году. Для популяризации его творчества в библиотеке организована музейная экспозиция «Павел Васильев — поэт своего времени», ежегодно проходят мероприятия в день рождения и день памяти поэта. Установлены партнерские отношения с родными и близкими поэта, с Домом-музеем Павла Васильева в Павлодаре (Казахстан), с библиотеками, носящими имя автора в Павлодаре и Рязани.

Большое внимание уделяется историческому просвещению и патриотическому воспитанию детей и молодежи, краеведческой деятельности, популяризации творчества современных омских авторов. Здесь организуются встречи с омскими писателями и краеведами, проходят просмотры кинофильмов, работает игровой клуб, проводятся пешеходные экскурсии. Для пенсионеров микрорайона действует клуб «Серебряный возраст».

Библиотечный фонд — 34 650 экземпляров. Количество зарегистрированных читателей — 4 200.

 

Описание: https://cdn.iportal.ru/news/99/preview/6326744fe663d9d95d5982c01c9cef7d9421b769_1500.jpg

 

 

 

 

 

 В 1974 году, появился стадион «Искра».

— Была народная стройка. Стадион построен за счёт завода. Здесь занимаются акробатикой, футболом, волейболом, есть спортивный зал, бассейн.

 

Описание: https://cdn.iportal.ru/news/99/preview/b12275270efe07775c31c9747c92ebed09c26f50_2036.jpg

 

 

 Храм святого Василия Великого на улице Гуртьева, 3. Он стоит на месте старого Кирпичного завода. Строительство на его котловане началось ещё в 90-х, тогда там планировали устроить шахматный клуб. Но наступил кризис 1998 года, и почти достроенное здание забросили.

Описание: https://cdn.iportal.ru/news/99/preview/b0e7e82f340bed3bf8edc93eacaa4dc6996a7357_1500.jpg

В микрорайоне много школ Школа № 3 — одна из самых старых в городе. Местные действительно строили её «всем миром».

Описание: https://cdn.iportal.ru/news/99/preview/cb4d565e232c949417623e297717b5f390e5c39b_1500.jpg

В Омске после реконструкции  на улице Спортивная 74 заработал детский сад «Василек Он был открыт в 1973 году (учредителем выступало ПО «Иртыш»), а в 1992 году здание было передано городу. С этого времени по 2013 год в нем размещались начальные классы средней школы №76. В связи с дефицитом мест  в детских садах было принято решение возродить «Василек».

Описание: https://avatars.mds.yandex.net/get-altay/3219045/2a00000175fdf0dc15c94e8e73448732a563/XXXL

КДЦ имени Свердлова сверкает обновлённым фасадом, это советская классика. Именно в нём проходили выпускные многих сахалинских школьников. Как и при советской власти, сейчас на базе КДЦ работают различные кружки. Среди них выделяется образцовый театр для детей-инвалидов «Преодоление».

Описание: https://cdn.iportal.ru/news/99/preview/a9e20a7f0556da3ecd0d740d3f08f7aa9c453330_1500.jpg

Жизнь не стоит на месте, вокруг идут различные перемены, застраивается и хорошеет МКР «Радуга». Рождаются дети под красивым небом, расцвеченным радужными красками, ходят в школы и на стадион, в кружки и секции. В таком месте, где так много посвящено писателям, поэтам и литераторам, хотелось бы, чтобы все поколения поселка обращались почаще к их произведениям, посещали библиотеки и культурные мероприятия, которые организуют неравнодушные люди поселка. Так много положительных отзывов о жизни в микрорайоне «Радуга», где люди живут спокойной и размеренной жизнью, что многим захочется побывать в этих краях. Что мы и советуем сделать всем омичам!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Проект во второй младшей группе "Малыши-помощники"

Проект по конструктивной деятельности в первой младшей группе "Мы любим строить"